Джейн Авриль (1868-1943).

Из книги Анри Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека".

 

Джейн Авриль.
Фотография 1892 года.

Джейн Авриль. Фотография 1892 года.

Не мог Лотрек оторвать глаз и от Джейн Авриль, маленькой, красивой, хрупкой женщины с грустным лицом «падшего ангела» (*Артур Саймонс.), с меланхоличным взглядом и кругами под глазами, которые еще больше подчеркивали эту меланхоличность. Это была утонченная натура, наделенная каким-то особым аристократизмом: цвет платья и белья у нее всегда был подобран с удивительным вкусом. Она была дружна с писателями, с Арсеном Уссеем и Барресом, последний прозвал ее «Маленькая Встряска». Джейн Авриль танцевала одна, без партнера, и полностью отдавалась во власть музыки и ритма, с застывшей загадочной улыбкой, «грезя о красоте», вскидывая ноги то в одну сторону, то в другую, почти вертикально, исполняла четкие па, вкладывая в танец всю свою душу.
    
    A shadow smiling
    Back to a shadow in the night…

(*Спризрачнойулыбкой,
    Отвернувшись от призрака в ночи… (англ.)) -
    
тихо шептал поэт Артур Саймонс, сидя рядом с Лотреком. Призрак в ночи! Пора уходить. Умолк оркестр. Остановились танцовщицы. Страстную музыку оркестра сменил шум голосов, звук отодвигаемых стульев.

* * *

Множество сцен в «Мулен Руж» - на холсте, на картоне, - и почти всюду изображены Ла Гулю и Джейн Авриль.

Джейн Авриль - ее звали также Ла Меленит - совершенно не походила на других танцовщиц и очень привлекала Лотрека. Она была незаконнорожденной дочерью итальянского аристократа и бывшей дамы полусвета Второй империи. В детстве она настрадалась от грубости своей матери, неуравновешенной и извращенной женщины, внешнее обаяние которой не могло скрыть даже от любовников ее раздражительный, жесткий характер. Эта бывшая кокотка была не в состоянии смириться с нуждой. Она то впадала в депрессию и у нее начиналась мания преследования, то приходила в возбужденное состояние и ее охватывала мания величия. Она вымещала на дочери свою неудачную жизнь, терроризировала ее, угрожая ей страшными наказаниями, если та вздумает пожаловаться соседям или закричать. Она посылала девочку по дворам петь и просить милостыню. Не выдержав, Джейн убежала из дома, и этот первый ее побег закончился в больнице Сальпетриер, в отделении Шарко, где ее лечили от нервного потрясения. После этого девочку вернули матери, которая стала толкать ее на проституцию. В семнадцать лет она снова сбежала и уже не вернулась, сохранив на всю жизнь отвращение «ко всему низкому, вульгарному, грубому». У нее были покровители, но она никогда не продавала себя и заводила романы только с теми, кто ей нравился. Музыка и танец стали ее убежищем. Сначала она работала наездницей на ипподроме на авеню Альма, потом кассиршей на Всемирной выставке 1889 года, затем пришла в «Мулен Руж», где ее очень тепло принял Зидлер.

 

Джейн Авриль.

Джейн Авриль.

Лотрек тоже испытывал дружеские чувства к этой болезненной, впечатлительной молодой женщине с несчастным лицом, бирюзовыми глазами, попавшей в толпу девок, которые называли ее Безумная Джейн. Они считали ее чужой. Она разбиралась в картинах и книгах, у нее был хороший вкус. Ее утонченность, изысканность, культура, одним словом, «одухотворенность» выделяли Джейн среди товарок по «Мулен Руж», которые, как водится, ненавидели ее за это.

У Ла Гулю танец был проявлением чувственности, звериных инстинктов, выражаемых в ритме, что и создало ей порочную славу. Танец Джейн Авриль наполнен мыслью - это был язык, которым она объяснялась с миром. Лотрек упивался изящными па, гармоничным сочетанием цветов ее костюмов - черное, зеленое, фиолетовое, голубое, оранжевое, - она одна из всех танцовщиц «Мулен Руж» выступала не в белых нижних юбках, а в цветных - из шелка или муслина.

Он без конца писал ее, очарованный ее своеобразным лицом, сдержанным и потому, как это ни странно, особенно привлекательным, придававшим ей «волнующий» шарм, порочный, как уверяли некоторые, или же, как его остроумно определил Артур Саймонс, - шарм «развращенной девственницы».

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Танцующая Джейн Авриль».
1893.

Анри де Тулуз-Лотрек. Танцующая Джейн Авриль. 1893.

Лотрек написал ее исполняющей сольный танец, с поднятой ногой, затем выходящей из «Мулен Руж».

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Джейн Авриль, выходящая из «Мулен Руж».
1892.

Анри де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль, выходящая из "Мулен Руж". 1892.

На одной картине она, закутавшись в широкое манто, засунула руки в карманы, на другой - натягивает перчатки. И каждый раз художник уделяет особое внимание болезненному, задумчивому, странно-грустному лицу этой женщины, которую одни посетители кабаре считали морфинисткой, другие - «немножко свихнувшейся девушкой из порядочной английской семьи, родные которой, чтобы отделаться от нее, назначили ей пенсию», некоторые утверждали, что ее настольной книгой является Паскаль.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Афиша «Джейн Авриль».
1893.

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша "Джейн Авриль". 1893.

Дружеские чувства Лотрека к Джейн Авриль находили у нее полную взаимность. Плененная талантом художника, она охотно соглашалась позировать ему в мастерской, нередко играя там роль хозяйки. Она часто обедала с ним в знаменитом ресторане Латюиля, на авеню Клиши, приходила к нему в кабаре Брюана.

Пожалуй, Лотрек был так прельщен Джейн Авриль потому, что в ней его интересовала не танцовщица, а ярко выраженная личность, что обычно его так привлекало. Кадриль, судя по картинам, все меньше очаровывала его. Танец перестал его вдохновлять.


Анри де Тулуз-Лотрек.
Афиша «Диван Жапоне» («Японский диван»).
1892-1893.

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша "Диван Жапоне" ("Японский диван"). 1892-1893.

Своеобразие Иветт Гильбер, казалось, должно было бы привлечь Лотрека, однако в своем плакате, посвященном «Дивану», он изображает лишь ее силуэт в углу композиции, уделив большее место Джейн Авриль, которая фигурирует у него в качестве зрительницы, и Эдуару Дюжардену.

* * *

Помимо работы над литографиями, Лотрек продолжал много заниматься плакатом. Он выполнил один плакат для американского журнала «Чеп бук», где вернулся к теме «Айриш энд америкен бар», другой - для «Ваш анраже», иллюстрированного журнала, который выпускал Вийетт, еще один, «На концерте», с изображением Тапье и Мизии, - для фабрики американских чернил и, наконец, афишу «Труппа мадемуазель Эглантин» - для Джейн Авриль и трех ее товарок - танцовщиц Эглантин, Клеопатры и Газели, которые были приглашены на гастроли в «Палас-тиэтр» в Лондоне.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Афиша «Труппа мадемаузель Эглантин».
1896.

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша "Труппа мадемуазель Эглантин" 1896.

 

Джейн Авриль.

Джейн Авриль.

Джейн Авриль перестала танцевать в 1905 году. Она была замужем за графиком Морисом Бие. Рано овдовев, бывшая звезда скромно и грустно дожила свои последние годы. «Одинока ли я? А разве я чувствовала себя когда-нибудь не одинокой? Мои мечты были так далеки от действительности! Я всю жизнь порхала, скрывая то, что таилось в моей душе». Последние годы она провела в нужде. Она умерла в 1943 году в Жуй-ан-Жоза, в доме для престарелых.

 

Джейн Авриль.

Джейн Авриль.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Джейн Авриль».
1892.

Анри де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль. 1892.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Джейн Авриль».
1892.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Джейн Авриль". 1892.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Джейн Авриль, входящая в «Мулен Руж».
1892.

Анри де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль, входящая в "Мулен Руж". 1892.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Джейн Авриль».
1892.

Анри де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль. 1892.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Джейн Авриль».
1893.

Анри де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль. 1893.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Джейн Авриль выходит из «Мулен Руж».
1893.

Анри де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль выходит из "Мулен Руж". 1893.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Джейн Авриль».
1894.

Анри де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль. 1894.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Портрет Джейн Авриль».
1897.

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Джейн Авриль. 1897.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Джейн Авриль».
Плакат.
1899.

Анри де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль. Плакат. 1899.

 

АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (1864-1901)

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: